Perspect | Дата: Среда, 2014.02.19, 1:43 PM | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 304
Статус:
|
Хотите привить ребенку навыки самоорганизации? Хотите помочь маленькому человечку стать более самостоятельным? Хотите узнать, как эффективно поощрять инициативу помощи родителям по дому? Мечтаете воспитать настоящего помощника, который будет делать домашние дела с удовольствием и радостью, а не через силу и нежелание? Все это можно легко организовать с помощью наглядного списка ежедневных дел, который можно применять с детьми от 2-х лет.
Прежде чем, мы поговорим о том, какие дела могут входить в список дел, и как получить от него наибольший эффект, давайте вспомним о том, что такое «зона ближайшего развития ребенка». Этот термин придумал знаменитый психолог Л.С. Выготский, и описала в своей книге Ю. Гиппенрейтер, и означает он следующее: круг дел, которые ребенок начинает выполнять самостоятельно, увеличивается благодаря делам, которые он научился выполнять вместе с родителями или другими значимыми взрослыми. На примере это выглядит так: одному ребенку мама дает губку и разрешает тереть тарелку, пока она моет посуду, а другого малыша родители не подпускают к раковине, так как он не столько помогает, сколько играет с водой. Как вы думаете, какой ребенок быстрее, качественней и охотней начнет мыть посуду сам? Ребенок, который видел, как это делает мама и принимал участие в процессе, или тот, которого никогда не привлекали к совместному мытью посуды? Психологи единодушны в том, что это будет ребенок, с которым занимались.
Зачем нам это нужно? Сейчас объясню. У всех детей, по мере развития существуют дела, которые: • ребенок может сделать сам • ребенок может сделать только вместе с родителями • ребенок пока не может сделать вообще В ежедневный список задач маленького ребенка могут входить только задачи из первых двух пунктов. Не забываете, что для того, чтобы сделать дела из пункта малышу потребуется ваша помощь.
Ежедневный список может включать такие дела:
- помочь маме застелить постель; - отнести свою тарелку в раковину; - помочь загрузить стиральную машинку; - собрать игрушки; - вытереть пыль; - помочь маме помыть пол; -полить вазоны; - помочь маме приготовить еду; - покормить кошку.
Для школьников, сюда могут войти также:
- сделать уроки; - выгулять собаку; - вынести мусор; - пропылесосить коврик. Списки дел для детей должны быть наглядные настолько, чтобы даже малыш, не знающий ни одной буквы, мог в нем разобраться. Для дошкольников лучше всего использовать списки дел с картинками.
Для начала определите дела, которые вы хотите включить в таблицу. Дел не должно быть слишком много – 5-7 шт будет вполне достаточно.
Возьмите лист бумаги а4 и разграфите его в помощью карандаша и линейки на 7 дней недели и количество дел. В графе с делами нарисуйте или приклейте картинки, характеризующие эти дела(картинки можно скачать и распечатать из интернета или вырезать из старых журналов или детских раскрасок).
Все, список готов. Как использовать списки дел для детей
Многие маленькие дети очень не любят выполнять дела, когда родители заняты чем-то другим. Поэтому составляя список ежедневных рутин, синхронизируйте его со своим. Малышу будет намного интересней вытирать пыль в комнате, в которой находится занятая уборкой мама. Работайте в команде, но разделяйте обязанности. Вы также можете заниматься и одним делом, но в этом случае поделить территорию на зоны, например, доверьте малышу вытереть невысокую тумбочку. А мама в это время может протереть полочки шкафчика, до которых не дотягивается ребенок. В этом случае вам будет легче отслеживать результат малыша, а значит, найдется и за что похвалить.
Старшие дошкольники, наоборот, могут стараться проявить самостоятельность и выполнять дела не под родительским присмотром. Это тоже важный этап развития ребенка.
Поощрения
Списки хорошо работают вместе с системой поощрений. Обязательно хвалите и поощряйте выполнение заданий из списка и словом, и делом.
Система поощрения должна быть наглядной. Чтобы отметить сделанное дело используйте наклейки или рисуйте рисунки рядом со сделанной рутиной. За определенной количество сделанных дел определите награду. Придумайте весомую и желанную награду. Если вы много работаете, и ребенок часто просит вас поиграть с ним или каким-то другим образом уделить время, вы можете поощрить ребенка дополнительным родительским вниманием – сходить в парк, подольше поиграть, съездить в зоопарк. Даже если вы стараетесь делать с ребенком все-все-все, всегда остаются дела, на которые не хватает времени, либо которые ребенок любит делать.
Список дел – это инструмент роста, развития положительных качеств и навыков ребенка. Если ребенок не хочет выполнять то или иное дело, постарайтесь выяснить причину, быть может, он не может справиться сам и нуждается в вашей помощи. Не принуждайте ребенка и не ругайте за невыполнение дел. Применяйте положительное подкрепление: хвалите за успехи, придумывайте действенную мотивацию.
|
|
| |